Роль планирования в управленческом и финансовом учете организации

Управленческий учет это система обеспечения информацией менеджеров, которые направляют н контролируют деятельность внутри организации. В отличие от управленческого финансовый учет обеспечивает информацией акционеров, кредиторов и других заинтересованных лиц. не работающих в ней. Управленческий учет предоставляет важные данные, которые необходимы для работы организации. Финансовый учет предоставляет важные данные, которые используются внешними пользователями информации для оценки финансового состояния организации в прошлом.

Специалисты по управленческому учету готовят много документов. Некоторые из них показывают, насколько хорошо работают менеджеры или бизнес-единицы, путем сравнения фактических данных с плановыми заданиями и таким образом дают необходимую информацию для улучшения ситуации. Другие отчеты содержат периодические, часто обновляемые данные о важнейших индикаторах бизнеса, таких как количество полученных заказов, количество невыполненных заказов, процент использованных производственных мощностей, обьем продаж. Еще одна разновидность — аналитические доклады — готовится для изучения специфических проблем, к примеру для выяснения причин
снижения рентабельности производственной линии. Существуют и отчеты, в которых прорабатываются вопросы развития бизнеса или использования новых открывающихся возможностей. В противоположность этому финансовый учет ориентируется на подготовку данных для ограниченного набора утвержденных форм годовой и квартальной финансовой отчетности в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета (Generally Accepted Accounting Principles — GAAP).

Важным элементом планирования является определение альтернативы, а затем выбор того варианта, который наилучшим образом соответствует стратегии и целям организации. Основная цель Good Vibrations извлечение прибыли для собственников компании посредством предоставления услуг высшего качества по устройству канализации на даче и по конкурентоспособным ценам на столь большом количестве рынков, насколько это возможно. Придерживаясь этой стратегии, высший менеджмент ежегодно внимательно изучает весь спектр возможных вариантов действий (альтернатив) в целях экспансии на новые географические рынки. В 2013 году менеджмент рассматривает возможность открытия новых магазинов в городах Шанхай, Лос-Анджелес и Окленд.

Делая этот выбор, менеджеры должны сопоставить потенциальные выгоды от открытия новых магазинов с издержками и доступом к ресурсам у компании. На горьком опыте менеджеры убедились в том, что открытие магазина на новом важном рынке — это серьезный шаг, который не может быть легким. Эти работа требует больших затрат времени и энергии наиболее опытных, талантливых к загруженных текущей работой профессионалов компании. Когда компания пыталась в одном и том же году открыть магазины и в Пекине, и в Ванкувере, у нее возникли серьезные проблемы с ресурсами. Результатом стало то, что ни один из магазинов не был открыт по графику, пострадали также операции, проводимые другими подразделениями компании. Поэтому теперь Good Vibrations более внимательно относится к планированию выхода на новые рынки.

Другие данные, которые изучает высший менеджмент, — это объем продаж, норма прибыли и издержки уже существующих магазинов компании на аналогичных рынках. Эти данные, предоставленные специалистом по управленческому учету, сопоставляются с данными о планируемых обьемах продаж в предполагаемых новых местах размещения магазинов, а затем оценивается потенциальная прибыль. В целом в процессе планирования менеджеры рассматривают практически все значимые варианты г точки зрения их влияния на величины доходов и издержек, а данные, подготовленные специалистом по управленческому учету, играют существенную роль в пх оценке и сопоставлении.

После рассмотрения альтернативы высший менеджмент Good Vibrations принимает решение открыть магазин в быстро растущем Шанхае в III квартале, но не открывать другие новые магазины в течение следующего года. Как только решение принято, для всех подразделений компании, повлеченных в этот проект, начинается разработка детальных планов. К примеру, бюджет отдела по персоналу на командировки должен увеличиться, поскольку понадобится обеспечить на месте обучение новых работников, нанятых в Шанхае.

Как и в случае с отделом по персоналу, планы менеджмента часто находят формальное выражение в виде бюджетов, а термин бюджетирование стал общепринятым н используется для описания зтой части процесса планирования. Бюджеты обычно разрабатываются иод управлением контроллера, менеджера, ответственного за работу отдела учета. Обычно бюджеты разрабатываютсм ежегодно и представляют собой планы менеджмента в специфическом, стоимостном выражении. Кроме бюджетирования командировочных расходов, отделу по персоналу будут поставлены задачи по найму новых работников, проведению обучающих курсов и представлению детальной расшифровки ожидаемых расходов. Подобным же образом для менеджеров магазина будут поставлены цели по объемам продаж, прибыли, затратам, потерям из-за краж и обучению работников. Специалисты по управленческому учету Good Vibrations будут собирать, анализировать и сводить эти данные в форме бюджетов.

21.07.2013
Наверх