Существующие инструменты управления ограничениями

Успех или неудача любого дела не в последнюю очередь зависит от того, правильно ли выбраны и применяются инструменты. Управление ограничениями — не исключение. Хотя пять направляющих шагов эффективны для тактического и стратегического управления системами любых типов, в конкретных ситуациях характер ограничений и связанных с ними проблем может потребовать несхожих друг с другом инструментов и процедур.

Так, использование ограничения будет по-разному происходить в сфере обслуживания и на производстве, методы подчинения для массового и мелкосерийного производства тоже не совпадают. Чтобы уметь в каждом случае определить подходящий инструмент управления ограничениями, нужно знать типы ограничений и их характеристики.

Впервые знакомясь с теорией ограничений, многие удивляются обилию разнообразных факторов, способных стать ограничением для организации. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что практически любое ограничение можно отнести к одному из семи типов:

  1. Рынок — всегда первый кандидат на роль ограничения. В любой ситуации, когда спрос ниже мощности системы, мы считаем, что действует рыночное ограничение.
  2. Ресурсы — еще один напрашивающийся тип ограничений. Под ресурсами следует понимать людей, оборудование или технику или парикмахерские кресла, которые участвуют в производстве товаров или предоставлении услуг. Если какой-либо внутренний ресурс не отвечает всем требованиям рынка, он считается действующим ограничением. Вспомогательные (непроизводственные) функции также могут выступать в качестве ограничений данной категории.
  3. Ограничение по материалам присутствует, когда система не может получить в достаточном объеме сырье или снабжение (например, электроэнергией) для выполнения своих производственных или сервисных задач. Имеется в виду объективный дефицит материалов (или материалов нужного качества), а не ненадежность поставщиков.
  4. Поставщики также могут быть ограничением, если на них нельзя твердо положиться или они назначают слишком долгий срок выполнения заказа — такой, что за это время успеет упасть спрос на готовую продукцию. Как видите, ограничение по поставщикам — не то же самое, что ограничение по материалам.
  5. Все всегда говорят о своих финансовых ограничениях. На самом деле при этом обычно имеется в виду ограниченный бюджет. Собственно финансовые ограничения — это нехватка финансовых ресурсов для покрытия долга, т. е. проблемы с денежными потоками. Например, некоторые мелкие фирмы испытывают финансовые ограничения, когда им нужно продать готовую продукцию, чтобы на вырученные средства купить сырье для выполнения новых заказов. При недостатке денег все прочие ограничения отступают на второй план.
  6. Ограничения по знаниям или по компетентности подобны ресурсным. Такие ограничения возникают, когда никому в организации не известно, как сделать то, что требуется для успеха. Например, неумение изготавливать качественные высокоточные детали способно ограничить будущий успех компании. Другой вариант — недостаточная компетентность в вопросах, относящихся к выполнению необходимых задач, — технологиях, маркетинге, управлении информацией. Мы говорим об ограничении по компетентности, только если имеющаяся компетентность в определенном вопросе используется по максимуму и любое ее повышение приведет к увеличению прибыли.
  7. Последний и самый распространенный тип — это ограничения, связанные с правилами работы. Правила могут быть зафиксированы в письменном документе, но точно так же могут представлять собой просто образ мыслей или культурную традицию. «У нас не принято так поступать», — это ограничивающее правило, даже если оно нигде не записано. «У нас принято поступать вот так», — оборотная сторона той же медали. «Это не у нас изобретено (not invented here)», — еще один пример скрытого ограничивающего правила. Мы относим к этой же категории культурные ограничения — нормы и ценности, ограничивающие возможность повышения эффективности системы.

Ограничения, связанные с правилами работы, — самые коварные, так как если хорошенько разобраться, то окажется, что чуть ли не каждое второе ограничение обусловлено тем или иным правилом. Следовательно, изменения, необходимые, чтобы правильно выявлять, использовать и расширять ограничения, а также подчинять не-ограничения, неизбежно потребуют пересмотра каких-либо внутриорганизационных правил. Чем сложнее пересмотреть правила, тем вероятнее, что в действительности систему ограничивает именно они, а не физический ресурс.

Мы уже говорили, что подлинных ограничений у системы всегда очень немного. На самом деле в любой момент времени действует только одно ограничение. Как понять, что какое-то ограничение сейчас активно? Вот простое правило: если любое изменение в работе элемента системы непосредственно (и немедленно) повлияет на финансовые результаты, то мы имеем дело с активным ограничением.

Например, ненадежный поставщик, скорее всего, не будет активным ограничением, хотя взаимодействие с ним может доставить немало хлопот. Чтобы считать поставщика ограничением, нужно продемонстрировать прямую причинно-следственную связь между повышением его надежности и улучшением — заметным и незамедлительным — финансовых результатов предприятия. Не спешите записывать в ограничения все факторы, представляющиеся вам неблагоприятными, — необходимо выделить только те, которые прямо влияют на достижение компанией се основной цели.

12.06.2013
Наверх