Требования к технологии испытаний автомобилей

Нагрузка автомобиля при испытании зависит от вида испытаний, их назначения и указана в соответствующих стандартах (в том числе международных), программе или методике. Основными состояниями по нагрузке являются масса снаряженного автомобиля и полная масса автотранспортного средства.

У автомобильных поездов — масса автомобиля-тягача и масса прицепа или полуприцепа соответственно без груза или с полной нагрузкой. У автомобилей повышенной проходимости наряду с номинальной нагрузкой, рассчитанной на их эксплуатацию по автомобильным дорогам, иногда (если это указано в технических условиях) используется уменьшенная нагрузка при движении по тяжелым грунтовым дорогам и по бездорожью. При испытании легковых автомобилей, учитывая их обычно неполную загрузку при эксплуатации, в ряде случаев используется частичная нагрузка (водитель и один или два пассажира). У автобусов городского типа и пригородных, кроме двух основных состояний, необходимо исследовать также возможность эксплуатации с перегрузкой, т. е. при максимально возможном заполнении салона пассажирами и их личным багажом.

В качестве балласта при испытании применяют: для грузовых автомобилей и прицепов чугунный литой балласт массой от 25 кг и более; для автосамосвалов сыпучие грузы (с исключением изменения их массы при увлажнении, например при дожде); для автоцистерн неогнеопасную жидкость, обычно воду (с учетом разницы плотностей по сравнению с реальными жидкостями, для перевозки которых предназначены конкретные типы цистерн); для легковых автомобилей и автобусов мешки с песком или дробью, массой 20—25 кг, укладываемые на сиденье (два мешка) и перед ним на пол салона (мешок), или манекены (упрощенного типа), закрепленные ремнями безопасности. Во всех случаях балласт должен быть надежно закреплен во избежание его перемещения, при котором можно нарушить заданное распределение нагрузки между осями (колесами) или создать опасную ситуацию для персонала, проводящего испытания.

Требования безопасности являются важнейшими. При проведении испытаний должны быть приняты все необходимые меры по обеспечению безопасности персонала, находящегося на испытуемом автомобиле или вблизи его, и сохранности самого автомобиля. Для этого непосредственно перед испытаниями, проводимыми при движении автомобиля с высокой скоростью или связанными с повышенными нагрузками на несущую систему, мосты, колеса, подвески, оборудование для автосервиса и механизмы управления автомобиль подвергают тщательному техническому осмотру с проверкой работы его механизмов, особенно влияющих на безопасность эксперимента, в том числе с применением соответствующего диагностического оборудования.

На испытания, связанные с повышенной опасностью, необходимо соответствующее разрешение с обязательным указанием ответственного за данные испытания лица. В необходимых случаях, например при проведении испытаний на управляемость и устойчивость, пассивную безопасность, торможение с высоких скоростей, на месте испытаний должен находиться пожарный автомобиль с командой, медицинский автомобиль с персоналом, представитель службы безопасности движения организации, на территории или силами которой проводится испытание.

Водители-испытатели должны иметь определенный водительский стаж и класс (конкретно устанавливаемые правилами безопасности испытаний), опыт езды с высокими скоростями и в сложных дорожных условиях, проходить специальные тренировки по выполнению сложных экспериментов (например, по управляемости автомобиля), а перед выполнением задания обязательно пройти соответствующий инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.

03.03.2013
Наверх