Зачем останавливать конвейер

Сегодня никто не станет спорить с тем, что Toyota — автомобильная компания мирового класса, но в 1937 г., в год ее основания, все было иначе. Ей пришлось столкнуться с острой конкуренцией со стороны далеко ушедших вперед американских и европейских автомобилестроителей.

Чтобы догнать и обогнать конкурентов, она должна была автоматизировать производство. В 1955-1965 гг. компания сделала гигантский рывок в области автоматизации. Однако, несмотря на автоматизацию, ее потребность в рабочей силе, похоже, не уменьшилась. В некоторых цехах станки-автоматы стояли рядами, но к каждому приходилось приставлять человека. По сути, эти станки ничем не отличалась от обычных. Это не означает, что лучше было бы использовать не автоматы, а обычные станки. Просто на том этане мы еще не понимали, какой должна быть автоматизация. Приступая к автоматизации, нужно было сначала придумать не то, как станки будут делать детали автоматически, а то, как они смогут сами обнаруживать аномалии и останавливаться.

Toyota нуждалась не в станке-автомате, а в станке, который, подобно человеку, мог бы сам следить за своей работой. В Toyota прилагают максимум усилий и изобретательности, чтобы машины, как старые, так и новые, приобрели эту человеческую способность. Об этом свидетельствуют устройства, гарантирующие остановку станка в строго определенный момент, система полной работы, система «защиты от дурака» и другие средства для обеспечения безопасности. Цель этой автоматизации не сводится к замене людей на конвейере машинами. Люди и машины должны немедленно останавливаться при обнаружении аномалии. Вся эта система и есть то, что называют автоматизацией «с человеческим лицом».

По-японски автоматизация — дзи-до-ка, слово, записываемое тремя китайскими иероглифами. Первый иероглиф дзи означает «рабочий». Если рабочему покажется, что что-то идет не так или что он производит дефектное изделие, он должен немедленно остановить конвейер. По сути, мы предлагаем, чтобы у каждого рабочего была кнопка остановки конвейера. Как только он поймет, что произошел сбой, он должен немедленно остановить конвейер.

Остановить ленточный конвейер в процессе работы не так-то просто. Если он замрет даже на мгновение, объем производства упадет, что, конечно, нс понравится ни одному начальнику. В Toyota конвейер останавливается, но вовсе не потому, что это нравится. В Toyota конвейеры время от времени останавливаются, хотя и не надолго, всего на несколько секунд. Это делается для того, чтобы вся линия могла работать гладко. В Toyota останавливают линии, потому что конечная цель — никогда их больше не останавливать.

Вот какая истории реально произошла в компании Toyota: В Toyota был бригадир — назовем его г-н А, — который упорно отказывался останавливать свой конвейер, и был бригадир г-н Б, который останавливал свой конвейер всякий раз, когда это требовалось. Господин Б всегда останавливал конвейер без колебаний, поэтому сначала он делал это слишком часто. Число машин, собираемых на этом конвейере, резко упало, и производственный план не выполнялся. Однако конвейер останавливался из-за многочисленных проблем, о которых рабочие хорошо знали, но не сообщали г-ну Б.

Когда конвейер останавливался, эти проблемы выявлялись и решались одна за другой. Через три недели ситуация в корне изменилась. Конвейер г-на Б стал работать лучше конвейера г-на А. Последний продолжал думать, что остановить конвейер означает снизить производительность и ввести компанию в убытки.

Как это ни парадоксально, но остановить конвейер означает сделать так, чтобы он стал работать лучше, и гарантировать, что его не придется останавливать вновь по той же причине. Цель — создать идеальный конвейер, и компания готова нести связанные с остановкой конвейера убытки. Поэтому когда конвейер останавливается, бригадиры прилагают все силы к тому, чтобы решить обнаруженные проблемы. Бригадиры, которые никогда не говорят: «Остановите конвейер»,— плохие бригадиры, равно как и те, кто дважды или трижды останавливает одну линию по одной и той же причине. Особого внимания заслуживает следующая фраза: «Линия,которую нс останавливают, либо очень хороша, либо никуда не годится».

15.04.2013
Наверх