Замена и укрепление рантов

В тех случаях, когда ранты изношены, а их с крошение с затяжной кромкой верха и стельками повреждено- вследствие прорыва межзвеньевых участков материала рантов, возникает необходимость в полной или частичной замене последних. В других случаях, когда ранты полностью сохранились, нигде не порваны стежками, а лишь в отдельных местах отсоединились от затяжной кромки верха и стелек или неплотно с ними скреплены, ограничиваются только укреплением рантов.

Ранты могут быть заменены или укреплены механическим или ручным способом. До пришивки рантов укрепляют затяжную кромку верха, если она в некоторых местах отстала от стельки; свободные края заплат, наклеенных на изношенные места верха обуви, расположенные на расстоянии менее 7 мм от затяжной грани, загибают за грань стельки и прикрепляют текерм или приклеивают клеем НИТХИ-62 или «Крокус» к затяжной кромке верха. Изношенный участок рантов срезают со спуском на нет с бахтармяной стороны на 8-10 мм. При машинном креплении ранта, вкладную стельку или полустельку в зависимости от степени их износа и месторасположения ремонтируемого участка ранта удаляют или отгибают в сторону пятки.

Кожаные ранты, используемые при машинной пришивке в виде мотков, должны по качеству соответствовать установленным требованиям, быть равномерными по плотности, ширине и толщине; ширина рантовлля ремонта мужской обуви 14- 16 мм, женской — 12-14 мм. Один из концов ранта в мотке (от начала пришивки) спускают на нет с бахтармяной стороны на ширину 8-10 мм.

Ранты увлажняют погружением в воду температурой 20-25 градусов на 1-2 минуты с последующим провяливанием под влажной мешковиной в течение 30—60 минут. Кожаную стельку с внутренней стороны (при ручной пришивке и с наружной) и старый рант в ремонтируемом участке увлажняют кистью, смоченной водой.

Рис. 61

Пришивая рант на прошивной машине, обувь надевают на разогретый рог, подводят под иглу место начала пришивки и делают 2—3 стежка, не накладывая ранта. Затем накладывают рант лицевой стороной на затяжную кромку верха, чтобы внутренний его край проходил на расстоянии 6-7 мм от грани стельки. При ремонте рантовой обуви механического производства рант необходимо пришивать так, чтобы шов попал во внешний угол, образованный стелькой и ее губой (рис. 61).

Для этого при пришивке мастер держит обувь с уклоном на себя. В рантовой обуви ручного производства шов прошивной машины должен пройти через рант, затяжную кромку верха и стельку параллельно грани следа обуви на расстоянии 3-5 мм от края стельки. Перед окончанием пришивки ранта машину останавливают, отрезают рант сверх требуемой ДЛИНЫ, спускают его конец с бахтармяной стороны на нет на ширину 8- 10 мм и продолжают пришивку, сделав 2-3 стежка за пределами спущенного конца ранта.

При частичной замене ранта вновь пришиваемый отрезок ранта подкладывают спущенным с лицевой стороны концом (по ходу шва) пол бахтармяную сторону конца старого ранта, а в конце шва рант срезают со спуском на нет на ширину 8-10 мм с бахтармяной стороны и накладывают на второй спущенный конец старого ранта. Нарушенное крепление ранта к стельке при пригодности ранта восстанавливают прошивкой этого участка по старым проколам аналогично прикреплению нового ранта.

При замене и укреплении рангов в мужской обуви применяют иглы №284, льняные нитки №9,5/8 или капроновые нитки №1,3; при ремонте женской обуви применяют иглы №268, льняные нитки №9,5/7 или капроновые нитки №1,8. Нитки пропитывают расплавленным варом: температура вара для пропитки льняных ниток 70±5 градусов, капроновых — 55±5 градусов; длина стежков 6-7 мм.

По окончании пришивки ранта подрезают ножом нитку последней петли шва, снимают обувь с рога машины, проверяют правильность пришивки и при необходимости исправляют обнаруженные дефекты, дополнительно прикрепляя рант по старым проколам, срезают нитки внутри обуви, надевают обувь на колодку стойки-упора и околачивают молотком рант и след обуви. В процессе околачивания рант в носочной части надсекают с бахтармяной стороны на 1/3-1/2 его толщины под углом 30 градусов; длина надрезов 1,5-2 мм, число надрезов — 4-5. Ранты, подошвы и подметки прикрепляют на машине 03012/P2 или 03012/РЗ.

27.12.2011
Наверх